АВИАФАР

Словарь В.П. Вихлянцева
Авиафар (отец изобилия) - а) (1Цар 22.20-22; 23.6,9; 30.7; 2Цар 8.17; 15.24,27,29,35,36; 20.25; 3Цар 1.7,42; 2.22,26,27; 4.4; 1Пар 15.11; 18.16; 24.6; 27.34) - сын Ахимелеха, священник из рода Ифамара, первосвященник при Давиде и Соломоне. Единственный, спасшийся из Номвы. Встал на сторону Адонии, сына Давида, и был отстранен Соломоном от первосвященнической должности (по пророческому слову о доме Илия - 3Цар 2.27). На нем закончилась в первосвященстве линия Ифамара (см.). Во 2Цар 8.17; 1Пар 18.16; 24.6 имена сына и отца переставлены местами, причем, в 1Пар 18.16 вместо Ахимелех поставлено Авимелех. В Мр 2.26 назван вместо отца; (См. Ахимелех,а, имя)

б) (1Пар 24.3; Мр 2.26) - см. Ахимелех,а.
Словарь Архимандрита Никифора
АВИАФАР (1Цар 22:20; полнота) - сын Ахимелеха, сына Ахитува, десятый первосвященник Иудейский и четвертый из рода первосвященника Илии. По приказанию царя Саула, Доик Идумеянин напал на священников Господних в Номве и умертвил их. В числе убитых был и Ахимелех. Спасся только один сын его, Авиафар, который, захвативши с собой льняной ефод (отличительная, существенная часть священнических одежд), убежал к Давиду в Кеиль и рассказал ему как поступил Саул. Давид принял Авиафара, защищал его, и он впоследствии времени сделался первосвященником. Таким образом в Израиле в одно и то же время были два первосвященника: Авиафар у Давида и Садок у Саула (2 Цар 8:17); но, вследствие своего вмешательства в заговор - возвести на престол Давидов Адонию, старшего его сына, Авиафар, по воцарении Соломона, был лишен звания первосвященника (3 Цар 2:27), которое исключительно перешло к Садоку. Так исполнилось слово Господа, которое Он сказал о доме Илия в Силоме (1Цар 2:31), потому что Авиафар был последним из священников дома Ифамара, к которому принадлежал Илий, а Садок, заступивший его место, был из рода Елиазара, и священство таким образом снова перешло в дом Ааронов. Имя Авиафара упоминается в Евангелии Марка (2:26). Объяснение слов Ев. Марка об Авиафаре см. Толк. Еванг. арх. Михаила кн. II, стр. 33 -34.